Среда, 15.05.2024, 00:26
Приветствую Вас Гость

Финансовые консультации

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » Статьи » Экономика и финансы

Дыра в «кармане» предприятия

Первый из них состоит в проведении ряда мероприятий, направленных на устранение самих причин, вызывающих нехватку наличных денежных средств. Второй предполагает непосредственное решение проблемы кассового разрыва, когда она уже возникла, — это «поиск денег».

                                 
Можем ли избежать?


Необходимо обратить внимание на основные мероприятия, которые может и должна осуществлять организация, чтобы избежать кассовых разрывов. Работа над их предотвращением может быть успешной только при тщательном планировании движения денежных средств, кредиторской и дебиторской задолженностей. Компании необходимо разработать и внедрить систему планирования кассовых разрывов и источников их покрытия. Обязательными элементами этой системы являются:

  • бюджет расходов и платежей,
  • бюджет доходов и поступления денежных средств,
  • заявки на платеж,
  • кассовый план,
  • платежный календарь,
  • критерии для очередности платежей.

Формирование предварительной версии платежного календаря осуществляется путем сведения в единую таблицу всех планов поступлений и предполагаемых расходов.  Для этого они проходят контроль и согласование и в обязательном порядке ранжируются по приоритетам.


Кассовый план, как правило, составляется на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу. При четко функционирующей системе планирования движения денежных средств финансовый директор и руководство компании получают возможность оперативно принимать решения по поиску источников финансирования для покрытия кассовых разрывов. При этом необходимо выполнять процедуры финансового анализа, для того, чтобы не потерять контроль над ситуацией. Иначе организация из стабильной, но имеющей временные кассовые разрывы, превратится в убыточную компанию в состоянии фактического банкротства.


Важным элементом планирования движения денежных средств является процедура управления дебиторской задолженностью. Компании необходимо разработать соответствующий регламент управления дебиторской задолженностью, в котором обязательно должны быть указаны должностные лица, принимающие участие в данном процессе, а далее внедрить процедуру на предприятии. Как правило, эти обязанности в организации возлагаются на финансового директора или сотрудников вверенного ему департамента, менеджеров по работе с клиентами, бухгалтера участка «расчеты с покупателями и прочими дебиторами», юриста. Для эффективного выполнения перечисленными сотрудниками своих обязанностей по работе с дебиторской задолженностью целесообразно включить в систему мотивации соответствующие положения.


Управление дебиторской задолженностью включает в себя следующие обязательные процедуры:

  • учет расчетов с дебиторами;
  • анализ и ранжирование дебиторской задолженности (по дате возникновения, по сумме, по менеджерам, ответственным за работу с данным дебитором, и др.);
  • регулярную работу с текущей дебиторской задолженностью;
  • претензионную работу с просроченной дебиторской задолженностью;
  • процедуру взыскания просроченной дебиторской задолженности через суд.

Целесообразно установить в компании лимит на дебиторскую задолженность, при превышении которого прекращается отгрузка товаров дебитору. Непосредственное влияние на движение денежных средств оказывает также организация процесса контроля товарных запасов. 


Но даже если в организации разработаны и четко функционируют системы управленческого учета, бюджетирования и планирования движения денежных средств, это не означает, что наличных денег всегда будет достаточное количество. Каждая организация стремится развиваться и расти, однако значительный рост только за счет собственных оборотных средств невозможен. И здесь стоит говорить не о проблеме кассового разрыва, а об осознанном поиске дополнительных источников финансирования, необходимых, в том числе, и для покрытия кассовых разрывов, вызванных развитием и ростом бизнеса.
Российским компаниям в настоящее время доступны несколько способов финансирования. Их можно разделить на три группы:

  • финансирование за счет собственных средств,
  • долговое финансирование,
  • долевое финансирование.

Собственные средства организации - это, прежде всего, чистая прибыль, которую собственники решили направить не на выплату дивидендов, а на развитие бизнеса. Иногда в целях покрытия кассовых разрывов учредители оказывают безвозмездную финансовую помощь. Также к внутренним способам финансирования можно отнести продажу непрофильных активов.


Финансовые инструменты для покрытия


В настоящее время российские предприятия наиболее активно используют привлечение долгового финансирования. Среди наиболее популярных инструментов стоит выделить такие, как:

      • кредиты банков, овердрафт;
      • перекредитование банковских кредитов;
      • займы физических и юридических лиц;
      • товарный (коммерческий) кредит;
      • реализация дебиторской задолженности компании-фактору (факторинг);
      • лизинг;
      • векселя;
      • облигации.

Откуда взяться финансированию?


Процедура получения кредита наиболее понятна и проста, поэтому почти все организации для получения финансирования используют кредитование. К недостаткам этого финансового инструмента можно отнести достаточно высокие проценты, начисляемые российскими банками, и необходимость залога (в подавляющем большинстве случаев). Однако такой банковский продукт, как овердрафт, является очень удобным средством покрытия краткосрочных кассовых разрывов. Он представляет собой краткосрочный кредитный продукт, который предоставляется при отсутствии или недостаточности денежных средств на расчетном счете заемщика для оплаты его платежных документов. Данный инструмент удобен тем, что предоставление кредита осуществляется путем списания средств со счета организации (сверх остатка на счете) в результате чего образуется дебетовое сальдо. Как правило, при овердрафте не требуется залог, но дебетовое сальдо по текущему счету клиентов допускается только при оформленном в установленном порядке кредите овердрафт и только в пределах лимитирующей суммы, установленной банком.


К недостаткам такого финансового инструмента, как банковский кредит, можно отнести также сравнительно небольшие сроки кредитных договоров. Так что он не подходит для финансирования долгосрочных проектов. С этим «несовершенством» кредитов можно бороться, выстраивая продуманную стратегию перекредитования.

В отличие от кредита, который может быть предоставлен только кредитным учреждением — банком или организацией, имеющей лицензию на осуществление банковской деятельности, заем может быть выдан любой коммерческой организацией или физическим лицом (специальная лицензия в данном случае не требуется). Общей особенностью и кредитов, и займов является то, что они привлекаются на условиях возвратности и срочности (то есть с условием возврата в определенный срок, установленный договором), а также то, что за пользование денежными средствами заемщик выплачивает заимодавцу определенный процент.

В хозяйственной деятельности встречаются ситуации, когда организация временно нуждается не столько в деньгах, сколько в сырье, материалах или товарах. В этом случае можно воспользоваться товарным кредитом.

Чтобы облегчить себе жизнь…


В последние годы многие российские компании начали использовать в своей работе такой инструмент как факторинг. Используя его, предприятие получает большую часть от суммы поставленного товара сразу после отгрузки — как правило, до 90 процентов. Банк (факторинговая компания) выплачивает организации эти деньги, а в дальнейшем получает их с покупателя. Факторинг дает следующие преимущества:

  • гарантированное отсутствие дефицита оборотных средств;
  • отсутствие рисков, связанных с отсрочкой платежа, неполучением платежа в срок, изменением курса валют, инфляционного риска и др.;
  • эффективная работа с дебиторской задолженностью. Проверка платежной дисциплины и деловой репутации дебиторов предприятия, ежедневный мониторинг состояния дебиторской задолженности, управление задолженностью покупателя в согласованном с пользователем данной услуги режиме.

Лизинг в настоящее время стал уже достаточно широко известным и часто используемым компаниями инструментом, который дает возможность быстро обновить автомобильный парк и другие основные фонды без привлечения дополнительного финансирования. Существующие на сегодняшний день различные формы лизинга позволяют выбрать оптимальный для организации вариант.
Любая компания для развития своего бизнеса может использовать все рассмотренные способы привлечения долгового финансирования. Различные инструменты позволяют привлекать денежные средства как в долгосрочной, так и краткосрочной перспективе, решать те или иные задачи, стоящие перед предприятием, постепенно формировать кредитную историю и при этом оставаться непубличной компанией.

Если в организации принято взвешенное решение о привлечении в перспективе долевого финансирования, это означает, что она должна быть готова перейти в статус публичной, со всеми вытекающими из данного факта положительными и отрицательными последствиями. При этом большинство компаний на первом этапе пути к публичности используют такой инструмент, как облигации. К положительным характеристикам облигаций можно отнести долгосрочный характер заимствований, отсутствие необходимости в залоге, формирование публичной кредитной истории, необходимой для выхода предприятия на другие уровни привлечения финансирования. В то же время следует отметить, что подготовка к выпуску облигаций — это достаточно сложный процесс, в отличие от других способов долгового финансирования.


Продать, чтобы выжить


Все перечисленные инструменты долгового финансирования объединяют общие характеристики — обязательные условия возвратности и платности. Долевое финансирование существенно отличается от долгового. Оно предполагает привлечение денежных средств на безвозвратной основе и без процентов (условно). Долевое финансирование — это продажа пакета акций (доли бизнеса) стратегическому инвестору или на открытом рынке. Как и любой другой инструмент привлечения капитала, долевое финансирование имеет не только достоинства, о которых мы упомянули, но и недостатки. К ним можно отнести:

  • риски, связанные с продажей части бизнеса;
  • необходимость публичного раскрытия максимального количества информации о деятельности компании (при продаже акций на открытом рынке);
  • сложная и достаточно дорогостоящая процедура подготовки предприятия к привлечению инвестирования;
  • ограничения по минимальной сумме привлечения инвестирования.

В заключение следует добавить, что российский бизнес в настоящее время вступил в стадию жесткой конкуренции. Четко отстроенная система планирования движения денежных средств и использование различных финансовых инструментов позволят разработать на предприятии сбалансированную финансовую стратегию, что, в свою очередь, будет способствовать стабильному и эффективному развитию бизнеса.

Категория: Экономика и финансы | Добавил: max (05.09.2009)
Просмотров: 2894 | Теги: капитал, кредит, лизинг, платежный календарь, кассовый разрыв, займ, факторинг | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
НОВОСТИ
Экономика и финансы [16]
Статьи на экономические и финансовые темы
Инвестиции и бизнес-планы [9]
Материалы по инвестиционной политике компаний. Особенности составления бизнес-планов
Маркетинг и рынки [7]
Материалы по маркетинговым исследованиям, маркетинговым стратегиям и инструментам
Банки и ценные бумаги [10]
Материалы по банковским инструментам, кредитам, ценным бумагам
Транспорт и логистика [9]
Материалы по экономике и управлению транспортной и складской логистикой
Бухучет и налоги [14]
Материалы по методике и практике бухучета и налогообложения
Персонал и зарплата [15]
Материалы по управлению персоналом, кадровым агентствам, методике расчета заработной платы
Менеджмент [16]
Теория и практика управления
Аналитика [8]
Материалы о развитии отечественной и мировой экономической мысли
Недвижимость и девелопмент [6]
В категории публикуются статьи об эффективности управления коммерческой недвижимостью
Право [8]
В категории размещены статьи по различными сферам законодательства
ВХОД
ПОИСК
КАЛЬКУЛЯТОР
СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0