Вторник, 14.05.2024, 04:43
Приветствую Вас Гость

Финансовые консультации

Главная | Регистрация | Вход | RSS
Главная » Статьи » Менеджмент

Как бороться с внутрикорпоративным «вредителем»?

Саботаж разнообразен в своих проявлениях. Его суть заключается в сопротивлении, которое не переводится в фазу открытого конфликта и поэтому не может быть сразу обнаружено. Например, офисным клеркам некуда бросать башмаки, но они пользуются так называемой «итальянской забастовкой». Смысл ее в том, что все сотрудники «от» и «до» находятся на работе, однако выполняют поручения и свои обязанности крайне медленно, так что к вечеру дела находятся в том же состоянии, что и утром.

Все подобные случаи можно объединить по одному принципу: где бы ни происходил саботаж, он всегда остается нечестной игрой, в ходе которой одна из сторон пытается манипулировать другой. Открытый конфликт при всех возможных сопровождающих его неприятностях остается все-таки игрой честной – одна из сторон, или обе сразу, заявляет о своих несогласиях и вынуждена так или иначе впоследствии урегулировать их.

Вредитель XXI века                  

Статистика сегодняшнего дня рисует портрет «высокотехнологичного» саботажника. По данным американских исследований, почти девять десятых «вредителей» работают в сфере информационных технологий. К таким можно отнести, например, системных администраторов, программистов, инженеров. Сам саботаж, по мнению исследователей, чаще всего связан с уничтожением или хищением конфиденциальной корпоративной информации. Иногда это сопровождается попытками продать руководству похищенную информацию, разрушением защиты информационных ресурсов или размещением на публичных интернет-ресурсах вызывающей или оскорбительной для общества, в том числе клиентов, информации.

В случае с инцидентами в сфере IT спустить на тормозах дело обычно не удается. Исчезновение важной информации становится заметно ключевым пользователям сразу, шантаж с похищением сведений и с их последующей перепродажей владельцу обычно связан с выходом на руководство, диверсии же на публичных ресурсах оказываются известны всем.

Саботаж в области информационных технологий также ведет к значительным финансовым потерям компании, подвергшейся нападению. Кроме того, специалисты IT-служб обладают уникальными по сравнению с другими сотрудниками знаниями, и проконтролировать их действия сложнее, чем работу других департаментов.

Все эти данные отражают лишь надводную часть айсберга. В подводной части, которую невозможно посчитать и оценить, остается классический производственный саботаж, «итальянские забастовки», «русские» волокита и волынка.

Краткий курс корпоративного диверсанта. Выстрел в сердце

Сотрудников, которых не устраивают реформы или внедрение новых управленческих технологий, могут устроить молчаливое сопротивление, движимое желанием «переупрямить» работодателя, или психологической неготовностью использовать новые формы работы. Недовольный персонал, уничтожая информацию или нанося ущерб репутации компании, не обязательно преследует личные цели, – в таких случаях их называют «диверсантами», причина действий которых коренится в недовольстве, агрессивности и неустойчивости психики.

Законодательно признано несколько способов разрешения коллективных трудовых споров:

  • примирительные процедуры;
  • посредничество;
  • трудовой арбитраж;
  • забастовка.

Служащие получают право на проведение забастовки, если работодатель отказывается выполнять рекомендации трудового арбитража или вовсе уклоняется от его создания. Бастующие также могут проявить активность, если работодатель отказывается проводить примирительные процедуры или же они состоялись, но не привели к разрешению трудового спора.

Саботажники предпочитают действовать втайне и при этом стараются обеспечить максимальную юридическую безупречность своих действий. Для «юридической страховки» сотрудникам достаточно неукоснительно выполнять требования должностных инструкций и других внутренних регламентирующих документов, например, положения по охране труда и трудового законодательства. Вместе с тем выполнять свои обязанности они могут неторопливо, и нужного результата руководителю придется ждать целую вечность.

Во многих российских организациях должностные инструкции работники пишут сами для себя. При таком подходе в документе в любом случае будут явные пробелы – сам сотрудник может нечетко представлять себе свой функционал, без взаимосвязи с другими процессами и бизнес-целями компании, или недостаточно точно его описать.

Профессионально и детально составленные должностные инструкции должны соответствовать бизнес-задачам и содержать не только функции, но и критерии оценки результата. Такой документ сотрудник составить просто не может, да и не должен. Постановка задач и мониторинг их исполнения – прямая обязанность руководителя.

Другим элементом «итальянской забастовки» может быть требование неукоснительного следования законодательству об охране труда – соблюдения всех норм организации рабочего места, проведения необходимых инструктажей, что опять-таки далеко не всегда соответствует идеалу.

Контрольный «в голову»

Возможности для саботажных действий связаны с высокой ролью человеческого фактора, наличием неформализованных отношений, уникальными или незаменимыми компетенциями сотрудников, непроработанными внутренними регламентами и неорганизованными бизнес-процессами, неясными и нечеткими правилами игры.

Кроме того, обиженные работники могут не тратить силы на забастовки, которые неизвестно к чему приведут, а покинуть компанию, при этом «громко хлопнув дверью». Есть несколько вариантов «прощальных» диверсий:

  1. Руководитель департамента, переходя в другую компанию, может пригласить с собой своих подчиненных, нанеся тем самым большой ущерб интеллектуальному капиталу компании.
  2. Сейлз-менеджер, покидая организацию, забирает свою клиентскую базу, намереваясь использовать ее у следующего работодателя. Сотрудник перед увольнением или переходом, состоявшимся по причине его неудовлетворенности, не передает свой архив преемнику, а уничтожает его
  3. Менеджер проекта переходит на службу к клиенту, который обслуживался в этом проекте, и забирает с собой ключевой персонал.

При неясных правилах игры или в ситуациях, допускающих различные трактовки, такие случаи скорее правило, чем исключение. Нормы должны быть ясными и однозначными, в противном случае компания не защищена от возможного причинения ущерба.

Самооборона: выработка «иммунитета»

Лучшая защита от неадекватных действий сотрудников – это «порядок в доме». Речь идет о стройной и эффективной системе управления персоналом, качественном подборе и фильтрации кандидатов, понятной системе оценки качества работы и правилах взаимодействия подразделений, соблюдении требований Трудового кодекса, законодательно установленных мероприятиях по охране труда, выстроенной системе защиты коммерческой тайны и информационной безопасности.

На «входе», то есть при подборе персонала, необходимо определять, подходит ли компании кандидат не только с точки зрения профессионализма, но и устанавливать, разделяет ли он корпоративные ценности, способен ли он адаптироваться к требованиям корпоративной культуры, и если да, то насколько, и как психологические качества будущего сотрудника соответствуют внутреннему климату компании. Обычная процедура – интервью с сотрудником, которое может проводить HR-подразделение, непосредственный руководитель, вышестоящие персоны для топ-менеджеров, – не позволяет выяснить все эти детали. Такое исследование кандидата необходимо дополнить, как минимум, собеседованиями со специалистами и начальниками смежных подразделений, чтобы получить максимально «объемный» портрет.

После этого важным моментом является качественная адаптация новичков, а также организационное планирование, соответствие реального функционала и вознаграждения работников, наличие детальных описаний должностных и функциональных требований, подготовленных не самими работниками, а руководителями на основе бизнес-задач подразделений и компании. Защитят также коллективный договор, грамотное ведение кадрового делопроизводства, прозрачная система карьерного продвижения персонала.

Даже если в компании не внедрен внутренний хозрасчет, взаимодействие между подразделениями фронт- и бэк-офиса удобнее всего строить на основании Service Level Agreement – SLA (соглашение об уровне сервиса), а не на традиционных положениях о департаментах и отделах. Положения описывают функционал подразделений, а SLA – перечень услуг. В процессе взаимодействия отделы обмениваются не функционалом, который участникам совместной деятельности достаточно безразличен, а услугами и конечным результатом. Поэтому SLA отражают более эффективный формат взаимодействия, который ведет к обсуждению перечня необходимых услуг и критериев оценки их качества.

Кроме того, необходимо выполнять требования законодательства по охране труда, чтобы де-факто и де-юре компания выполняла все требуемые обязательства перед сотрудниками. Одна из самых важных задач – создать работающую систему защиты коммерческой тайны, включая положение, регулирующее эту область, перечень сведений, относящихся к коммерческой тайне, список лиц, имеющих разные степени допуска к конфиденциальной информации, а также выполнять административные процедуры, связанные с защитой тайны1. Полезная формальность – выдача документов сотруднику под роспись. Это позволит либо избежать их утери, либо адекватно прореагировать на потерю бумаг или их кражу. Объяснительная записка, вовремя полученная у работника, уличенного в неблаговидных действиях, поможет отстоять интересы компании в суде, если дело дойдет до подобного разбирательства.

Система информационной безопасности компании должна исключать несанкционированный доступ в Интернет, интранет и к внутренним сетевым ресурсам компании, а также автоматически лишать доступа в систему уволенных сотрудников. Неплохо также установить специализированное IT-решение для защиты от внутренних угроз.

Нетрудно заметить, что превентивные меры, которые позволяют снизить риск саботажа или вредительства, в большинстве своем являются правилами эффективного ведения бизнеса и общепринятыми стандартами корпоративного управления. В хорошо управляемой, прозрачной и законопослушной организации вредители вряд ли появятся.

Проблема предупреждения актов саботажа, защиты коммерческой тайны и обеспечения информационной безопасности особенно актуальна для средних и малых компаний, занятых интеллектуальной деятельностью, например, консалтингом, инвестициями, исследованиями и разработками. В крупных структурах и в финансовом секторе безопасность и защита коммерческой тайны обычно поставлены на достаточно высоком уровне, хотя прорехи, которыми могут воспользоваться саботажники, здесь тоже существуют и латаются по мере возникновения проблем.

 

Категория: Менеджмент | Добавил: max (10.07.2009)
Просмотров: 1757 | Теги: должностные инструкции, саботаж, менеджер, конфликт, обязанности, сэйлз | Рейтинг: 0.0/0 |
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
НОВОСТИ
Экономика и финансы [16]
Статьи на экономические и финансовые темы
Инвестиции и бизнес-планы [9]
Материалы по инвестиционной политике компаний. Особенности составления бизнес-планов
Маркетинг и рынки [7]
Материалы по маркетинговым исследованиям, маркетинговым стратегиям и инструментам
Банки и ценные бумаги [10]
Материалы по банковским инструментам, кредитам, ценным бумагам
Транспорт и логистика [9]
Материалы по экономике и управлению транспортной и складской логистикой
Бухучет и налоги [14]
Материалы по методике и практике бухучета и налогообложения
Персонал и зарплата [15]
Материалы по управлению персоналом, кадровым агентствам, методике расчета заработной платы
Менеджмент [16]
Теория и практика управления
Аналитика [8]
Материалы о развитии отечественной и мировой экономической мысли
Недвижимость и девелопмент [6]
В категории публикуются статьи об эффективности управления коммерческой недвижимостью
Право [8]
В категории размещены статьи по различными сферам законодательства
ВХОД
ПОИСК
КАЛЬКУЛЯТОР
СТАТИСТИКА
Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0